Общее Дело-4

“ОБЩЕЕ ДЕЛО-4”

(Московская область, г. Серпухов 15-25 июля 2005 года)

Введение

Ежегодно Межрегиональная молодежная общественная организация содействия воспитанию детей и молодежи “Общее дело” устраивает международные молодежные трудовые смены, занимающиеся восстановлением православных храмов. В 2004 московский студенческий отряд организации вместе с молодежью Франции трудился в Серпуховском Владычнем монастыре. Данный проект явился важным мероприятием для подготовки молодежи г. Москвы к социальному служению и для привлечения внимания общественности к проблеме воссоздания исторических памятников Подмосковья.

В 2005 году Межрегиональная молодежная общественная организация содействия воспитанию детей и молодежи “Общее дело”, учитывая актуальность привлечения внимания к восстановлению храмовых комплексов Серпуховского Владычнего монастыря, взяла на себя инициативу по продолжению традиции международных молодежных трудовых лагерей, имеющих целью воспитание гражданина-патриота, хранителя исторической преемственности.

Цели и задачи

  • Объединить православную студенческую молодежь, в том числе из неполных и малообеспеченных семей города Москвы, и способствовать культурному, духовному, интеллектуальному и социальному обогащению участников лагеря.
  • Провести неквалифицированные работы по восстановлению храмовых комплексов Серпуховского Владычнего монастыря.
  • Создать между участниками лагеря дружеские отношения, основанные на общности духовно-нравственных идеалов.
  • Познакомить молодежь с памятниками культуры, пробудить интерес к познанию окружающего мира.
  • Познакомить участников лагеря с культурообразующей религиозной традицией. Создать условия для обмена опытом социального служения обществу.

Методы

Для реализации указанных задач предполагается проведение следующих мероприятий:

  • работы по восстановлению храмов Серпуховского Владычнего монастыря.
  • экскурсии по городу Серпухову Московской области,
  • обучающие занятия по проведению строительный работ,
  • семинары и лекции по изучению русской философской и богословской мысли.
  • программы досуга, способствующие укреплению дружеских отношений, необходимых для

морального и физического развития молодежи.

Реализация

Подготовленный Межрегиональной молодежной общественной организацией содействия воспитанию детей и молодежи “Общее Дело” одноименный лагерь будет, как и прежде, проводится на базе школьного лагеря. Руководство восстановительными работами будет осуществляться совместно с постоянной строительной бригадой Серпуховского Владычнего монастыря.

Обучающие семинары будут проводить сотрудники Межрегиональной молодежной общественной организации содействия воспитанию детей и молодежи “Общее Дело”.

Программа лагеря

Основные этапы проекта и мероприятия Сроки реализации
 

1

Заезд. Размещение в школьном лагере. Молебен на начало лагеря. Экскурсия по Серпуховскому Владычнему монастырю. Участие в работе по восстановлению храмов монастыря и другие монастырские послушания.

Свободное время, спортивные игры

Концерт «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

15 июля, пт.
 

2

Участие в работе по восстановлению храмов и др. Посещение бассейна. Занятия по промышленному альпинизму.

Всенощная в храме Спаса Нерукотворного образа.

16 июля, сб.

 

 

3

Литургия.

Семинар: «Молодежные программы г. Москвы»

Свободное время, просмотр фильма об истории Русской Православной Церкви «Под благодатным покровом»

17 июля, вс.
4

 

Участие в работе по восстановлению храмов и др.

Семинар: «Опыт социально значимой молодежной работы»

Занятия по промышленному альпинизму.

Свободное время, спортивные игры

18 июля, пн.
5

 

Участие в работе по восстановлению храмов

Лекция: «Православие в мире религий»

Баня

Футбольный и волейбольный матчи: команда России – команда Франции

Свободное время

29 июля, вт.
6

 

Участие в работе по восстановлению храмов и др.

Занятия по промышленному альпинизму.

20 июля, ср.
 

7

Участие в работе по восстановлению храмов

Экскурсия в Институт Физики Высоких Энергий г. Протвино.

Соревнование по стрельбе из пневматического оружия.

21 июля, чт.
 

8

Участие в работе по восстановлению храмов

Лекция: «Молодежное служение в Европе»

Свободное время, спортивные игры.

22 июля, пт.
 

9

Участие в работе по восстановлению храмов

Посещение бассейна. Беседа по теме «Экология»

Лекция: «Святые Серпуховской земли»

Свободное время

23 июля, сб.
10

 

Посещение литургии в храме Спаса Нерукотворного Образа. Участие в военно-спортивной игре «Зарница».

Прощальный концерт

24 июля, вс
11

 

Участие в работе по восстановлению храма

Уборка помещений

Отъезд

25 июля, пн.

Слово о Владычнем монастыре и его чудотворной иконе «Неупиваемая Чаша»

К 125-летию явления образа

Монастыри, как и паломники, которые в них приезжают, бывают разные. В одни обители люди притекают за утешением, в другие — за советом, в третьи — за тишиной душевной или духовным наставлением. А в некоторые монастыри приходят по большой беде, и не только за утешением, но и за помощью. Именно такая помощь проистекает страждущим по молитвам их пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». И вот едут, идут в Серпухов, в Высоцкий монастырь люди со всей России, молятся, плачут о погибающих в пучине пьянства и наркомании близких, друзьях и знакомых, да, зачастую, и о самих себе. И не остаются призывы сии без ответа: слышит Матерь Божия, слышит Господь эти пламенные мольбы, утешают Они, дают силы и исцеляют больные души от страшной пагубы…

Стоит Высоцкий монастырь на высоком берегу реки Нары, голубеют над собором его купола, высится колокольня на фоне чистого неба и ярко белеют высокие его крепостные стены. Добротный, крепкий монастырь…

А через речку, на противоположном берегу видны стены из красного кирпича, и то ли порушенные, то ли не еще восстановленные строения другой обители. Это — Владычний женский монастырь. О нем — отдельный рассказ.

***

Как же давно это было! 1360-й год, княжил тогда Дмитрий Иоаннович Донской, митрополитом Московским был святитель Алексий. А на Маковце труждался с братией святой преподобный Сергий Радонежский. И было святителю Алексию чудное видение. От иконы Пресвятой Богородицы источился свет несказанный и слышен был голос Ее: «Алексие! Ты должен построить монастырь во имя Мое и вместе себе в память». А позже еще сказала ему Она, что обитель сию основать надобно «в пределах града Серпухова; там возлюбила Я место во спасение многим душам человеческим».

Отправил святитель Алексий любимого келейника своего, смиренного и богобоязненного Варлаама, в Серпухов подыскать подходящее место для новой обители. Остановился тот на ночлег на невысоком берегу реки Нары и заснул под большим деревом. И снится ему сон, будто слышит он, как гремят во множестве железные и медные сосуды. Понял Варлаам, что именно здесь должно быть монастырю.

Вернулся он к святителю Алексию и получил благословение на строительство. Но когда святитель читал «Достойно есть…», Варлаам вдруг упал и умер. Беспредельно было горе святителя. Взмолился он Богоматери, дабы разъяснила Она ему, зачем, повелев строить монастырь, отняла строителя и такого дорогого человека. И услышал он голос Ее, повелевший взять Варлаама за руку. Послушался он, и в тот же миг ожил Варлаам. Оказалось, что не умер он, а духовными очами созерцал видение. Но такое оно было страшное для этого богобоязненного человека, что не смог он его открыть и обещал рассказать о нем только перед смертью.

Поехали Варлаам и святитель Алексий на место будущего строительства. Святителю место не понравилось, но и ему был сон, в котором слышал он звон церковной посуды. Значит — быть здесь монастырю, быть здесь мужской обители.

В тяжких трудах и лишениях строил Варлаам монастырь тринадцать лет, но подорвал здоровье и ослеп. Когда еще через два года он совсем ослаб, то попросил святителя Алексия: «Сам ты соорудил монастырь, сам освятил церкви — умоляю тебя: погреби и меня собственными руками». Долго допытывался у него святитель, о чем было его видение перед строительством обители. Но настолько велик был его благоговейный страх, что испугался он говорить. «Не могу передать на словах, а написать не могу — не вижу». Но сотворил святитель Алексий молитву и прозрел Варлаам. Дали ему перо и чернила, и вот что он написал: «Почему монастырь наречется Владычний, а не Алексеевский, потому, что видел Владычицу, и то было Ея промыслом». А затем добавил: «Когда я упал, увидел, что монастырь держат Святые Ангелы, в дверях церковных стоит Святой Захария, входит Пресвятая Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил Ее на третью ступень». И в это время свет несказанный озарил келлию. И повелел Варлаам привести ему слепого монаха Гедеона, возложил руки ему на голову и сказал: «Со мной ты ослеп, со мной и прозри!». И прозрел брат Гедеон, и прославили они Господа. Варлаам мирно отошел к Богу 5 мая 1377 года. По завещанию своему погребен он был на церковной паперти Введенского храма, чтобы «всегда видеть церковь Пресвятыя Богородицы». Впоследствии преподобный Варлаам был причислен к лику святых. Святитель Алексий совершил над ним обычное погребение. Он весьма сожалел о любимом своем келейнике и прожил после того чуть более 9 месяцев — скончался он 12 февраля 1378 года.

Многократно заступничество свое за богоблагодатную обитель являли Небесные Силы. Ведь положение града Серпухова, надо сказать, было непростым. Стоял он в то время на южной, весьма неспокойной границе Московского княжества. То татары, то степчаки, то поляки, то еще какие враги, а то и родная российская смута — Болотников и иже с ним… Так, не единожды во время нашествия на город татар или поляков жители видели Святого Великомученика Георгия Победоносца на белом коне, выезжающего из калитки монастыря. Явление его пред неприятельскими рядами устрашало их, и они в панике бежали. После же отражения нашествия, Святой Георгий тем же путем возвращался обратно. А в предупреждение града Серпухова о приближении врагов, пред иконою святого сама собою возгоралась свеча.

До самого закрытия монастыря после революции хранилась здесь как великая святыня икона Святого Иоанна Воина, которую в порыве ярости один из татар разрубил мечом на четыре части, а они у всех на виду срослась заново, и только шрамы и запекшаяся кровь на них напоминали о чудесном явлении.

Множество и других святынь хранилось в стенах сего славного монастыря.

Но неведомый никому Промысел Божий привел к тому, что в результате тяжелой бедной жизни монастырь со временем вконец обнищал и к концу XVIII века пришел в полный упадок. В 1806 году митрополит Московский Платон (Левшин) получает дозволение Императора Александра I преобразовать обитель в женскую. С тех пор начинается ее новый расцвет. К середине XIX века при поддержке святителя Филарета (Дроздова) в монастыре пребывало уже около 300 насельниц.

А в 1878 году в обители произошло событие, которое сделало ее известной на всю Россию. Крестьянин Тульской губернии, больной пьяной страстью и с парализованными ногами, приполз к монастырю и рассказал, что благообразный старец трижды являлся ему во сне и приказывал прийти в сей монастырь, отслужить молебен пред иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша», и тогда он получит исцеление. Старца он сразу узнал: он был точно таким, каким изображен на иконе строитель монастыря преподобный Варлаам Серпуховской. А вот об иконе «Неупиваемая Чаша» в обители никто не слыхал. С трудом отыскали на переходе в колокольне икону Богоматери с чашей. Когда же ее перевернули, то к удивлению и радости обнаружили именно такую надпись. И действительно, после молебна больной крестьянин совершенно исцелился и от немощи и от пьяной страсти. С тех пор огромное множество страждущего народу стекалось в обитель, и молитвы ко Пресвятой Богородице пред чудотворной иконой Ее «Неупиваемая Чаша» приносили помощь и исцеления.

К 1917 году в обители жили около 400 насельниц. После же революции обитель была окончательно закрыта в 1929 году. Были здесь Школа «красных военлетов», летное училище, склады… В общем — судьба обычная для большинства монастырей в советское время. И лишь 5/18 мая 1995 года (в день памяти преподобного Варлаама Серпуховского) монастырь был возвращен верующим.

Намного раньше Владычнего, 25 марта 1991 года, был открыт Серпуховский Высоцкий мужской монастырь. Вскоре для него было написана новая икона «Неупиваемая Чаша», которая по Божиему произволению стала чудотворной. Так в наше непростое время множество людей, страждущих жуткими недугами пьянства и наркомании, получили возможность молиться Богу о своих нуждах, просить заступничества у Пресвятой Богородицы и получать действенную поддержку и помощь в своих усилиях. В монастырь приезжали и приходили тысячи людей, обитель крепла и развивалась.

Когда же через четыре года после Высоцкого открылся и Владычний монастырь, когда потекли чудотворения и от его прекрасной иконы, то оказалось, что о новом монастыре почти никто не знает. И икона его малоизвестна. До сих пор во Владычний монастырь народу приезжает немного, а значит и денег на восстановление недостаточно, и благотворителей мало.

***

В центре небольшого Вознесенского придела церкви Великомученика Георгия Победоносца, что во Владычнем монастыре, на столпе висит икона. Это «Неупиваемая Чаша». Она, конечно же, легко узнаваема; но какая же она необычная, как не похожа она на известную всем икону Высоцкого монастыря!

Она небольшая, но сразу притягивает к себе внимание. На золотом узорчатом фоне изображение Пресвятой Богородицы, воздевающей руки в молитве к Богу за нас, грешных, страждущих, нуждающихся в ее заступничестве и помощи. Ее удивительно мягкое, теплое, естественно живое лицо смотрит на каждого подходящего к ней со вниманием, смирением и любовью. Таков же и лик благословляющего всех нас Богомладенца Христа, стоящего в неоскудевающей чаше духовных даров, к которой каждый может припасть, как к живительному источнику милости, утешения и духовных сил. Икона эта, пожалуй, менее каноническая, чем в Высоцком монастыре, но ее воздействие на душу ничуть не меньше (если не больше). Ее глаза и глаза Младенца Иисуса глядят прямо в душу. Когда молишься пред ней, то впечатление такое, что общаешься с живой Богородицей, что Она видит и слышит тебя, сострадает и стремится помочь. И это вселяет уверенность и надежду. Сестрички-монахини рассказывают, что во время молебнов иногда глаза Богоматери широко раскрываются и это видят не только они, но и молящиеся прихожане.

Кроме того, давайте вспомним, что явлена сия чудотворная икона была именно здесь, во Владычнем монастыре. И все громкие чудеса ее совершались здесь до конца 20-х годов XX века.

Но затем она, увы, была утеряна.

Когда же монастырь был по Божией милости вновь открыт в 1995 году, то его настоятельница, игуменья Алексия, захотела восстановить то самое пропавшее изображение. Оно осталось в черно-белом варианте на листовке начала века, призывающей молиться о заступничестве в борьбе со страшным недугом пьянства к Богородице пред Ее чудотворным образом «Неупиваемая Чаша», находившимся в те далекие годы здесь, во Владычнем монастыре. По этому образцу и была написана новая икона. И сразу она проявила в себе неисчерпаемый источник чудесной силы, помощи и исцелений. По милости Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы икона сия также стала чудотворной. Только вот знают о ней немногие и народу сюда приезжает намного меньше, чем в Высоцкий монастырь. А очень жалко. Ведь именно это место было прославлено Господом и избрано Самой Богородицей для явления чудотворной иконы и, как показывает опыт, благодать сия не оскудела и поныне.

Кроме того, в монастыре пребывает чудотворная икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы». А во дворе пред бывшим входом во Введенскую церковь стоит простой деревянный крест и спуд. Это — ориентир места захоронения строителя монастыря преподобного Варлаама Серпуховского. Молитвы ко святому помогают страждущим при болезнях глаз, щитовидки и многих других. Ему молятся, просят о помощи, мажут больные места маслицем из лампадок от чудотворных икон монастыря и с могилки преподобного. Маслице это продается здесь же в иконной лавке. И помощь приходит! Это уже не раз подтверждалось и получившими исцеление прихожанами, и монахинями самого монастыря. Святой преподобный отче наш Варлааме! Моли Бога о нас!

***

Между небольшими деревянными домиками дорожка подводит ко входу на территорию самой обители. Но зрелище открывается, прямо скажем, безрадостное. Пустые окна в красной кирпичной стене как кровоточащие раны на теле обители. Перекрытия этажей, рамы и двери исчезли, крыш нет, монастырские стены порушены, церкви без куполов, а из земли, как из живого изуродованного тела, с болью выходят кости человеческие, погребенные здесь не одно столетие назад. Для них даже вырыли специальную общую могилку. Какая жуткая картина! И она — нам в осуждение, она — укор нашей совести. Ведь до 1978 года постройки монастыря были в относительном порядке. Разрушались они когда-то давно, но были восстановлены еще в начале XIX века. А после революции в стенах его разместили летное училище. Сохранились эти строения и в гражданскую войну, и в Отечественную выстояли; а вот как выселилось училище — остались они без присмотра. И доблестные наши горожане, мы с вами, вырвали рамы, унесли полы, украли двери и батареи отопления, разбирали по кирпичику крепостные монастырские стены… И за последние двадцать лет монастырь стал таким, как будто прокатилась по нему самая страшная война, как будто враги захватили его и специально в ненависти разрушили! Господи, прости нас, неразумных!!! Каждый из нас, приходя сюда, может без особой «натяжки» идти на исповедь, раскаиваясь пред Богом за эти разрушения, потому как мы все до единого в большой степени или в малой толике совершали то же самое, если не именно здесь, то в другом каком месте. Господи, помилуй нас, грешных!

Но монастырь оживает. Уже кое-где оштукатурены стены, купола на церкви появились, в Вознесенском приделе еще не реставрированного храма Великомученика Георгия Победоносца службы идут, люди приезжают помолиться… Какая обнадеживающая картина!!!

***

Удивительное дело! Приезжает группа паломников в Серпухов. Конечно же — в Высоцкий монастырь. Постоят на службе, помолятся пред иконой «Неупиваемая Чаша», повосторгаются величием храмов обители и ее славной историей. А затем зачастую не очень охотно пешком и на автобусе перебираются ненадолго во Владычний монастырь. И разруха здесь еще бросается в глаза, и службы идут лишь в маленьком прибранном и подремонтированном помещении, и смотреть здесь пока можно разве что на полуразобранные стены и слегка тронутые реставрацией постройки, в которых только проглядывает их былое величие. Но, честное слово, не оскудевает со временем благодать Божия! Она, благодать эта — вне нашего чувственного восприятия. Она видна лишь духовными очами. И с паломниками происходит удивительная перемена: только что они с неохотой садились в автобус; а сейчас, послушав рассказ сестрички-монахини об истории монастыря, о преподобном Варлааме, о святынях обители, о чудотворной иконе «Неупиваемая Чаша», они затихают, глаза их увлажняются, они подолгу стоят у могилки преподобного, с благоговением и душевным трепетом припадают к чудной, почти живой иконе, с надеждой покупают замечательно исполненные открытки с ее изображением и маслице… И никто не хочет уходить!

Приезжайте, дорогие православные, в Серпухов. И обязательно посетите оба монастыря — и мужской Высоцкий, и Владычний женский. Приложитесь к их святыням, помолитесь, и Господь не оставит вас Своею милостию!

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: